Кафедра Всемирной истории и социально-политических дисциплин - Учебно- методическая работа

Учебно- методическая работа


По специальностям кафедры обучается 164 студентов: по специальности «Социология» - 44 студентов, по специальности «Регионоведение» - 25 студентов,  по специальности «Международные отношения» - 95 человек. На государственном языке обучается 66 студентов, на русском языке - 98 студентов. На 1 курсе обучается – 34 человек, на 2 курсе - 31 человек, на 3 курсе - 46 человек, на 4 курсе - 53 человек.
Учебные дисциплины кафедры
Учебный процесс на кафедре осуществляется на базе учебно-методической документации: 1. Государственные образовательные стандарты. 2. Типовые рабочие учебные планы. 3. Типовые рабочие учебные программы дисциплины.
Количество дисциплин обязательного компонента, разработанных и  преподаваемых ППС кафедры, составляет:
Специальность 5В050100 «Социология» -  по  17 (на гос. и рус. языках)
Специальность  5В050500 «Регионоведение» -  по 12 (на гос. и рус. языках)
Специальность  5В020200 «Международные отношения» - по 18 (на гос. и рус. языках)
Количество элективных дисциплин по специальностям кафедры составляет:
Специальность  5В050100 «Социология» -  по 15 (на гос. и рус. языках)
Специальность  5В050500 «Регионоведение» -  по 8 (на гос. и рус. языках)
Специальность  5В020200 «Международные отношения» - по 17 (на гос. и рус. языках).
Учебный процесс по дисциплинам организован в соответствии с содержанием типовых и рабочих планов, типовых и рабочих учебных программ специальности. Объем учебной нагрузки студентов соответствует требованиям государственного общеобязательного стандарта образования и составляет от 13-20- кредитов в зависимости от семестра.
Учебно-методическая работа на кафедре осуществляется на основании Государственных общеобязательных стандартов образования. Обеспеченность Государственными общеобязательными стандартами образования РК по специальностям составляет 100%.
ППС кафедры проводит занятия по дисциплинам обязательного компонента и курсов по выбору (около 90 дисциплин). По всем дисциплинам кафедры имеются типовые программы. Занятия проводятся по УМКД (учебно-методическим комплексам), составленным на основе типовых программ, преимущественно и заканчиваются экзаменом.
Структура и содержание  учебных программ соответствует ГОСО специальностей. В УМКД отражены: данные о разработчиках УМКД и самой дисциплине, цели и задачи дисциплины, методология обучения, график и содержание занятий, задания СРСП и СРС, рекомендуемая литература, примерная тематика письменных (рефераты, курсовые) работ, процедуры контроля и схема оценки знаний студентов по дисциплине, контрольные вопросы и задания.
Содержание УМКД  и их соответствие Типовым программам были рассмотрены и утверждены на заседании кафедры  (Протокол №1 от 15.09.09) и на учебно-методическом совете факультета утверждено решение кафедры.
Надо отметить трудности, с которыми столкнулись преподаватели при составлении УМКД. Они связаны с недостаточной обеспеченностью дисциплин кафедры учебно-методической литературой и большой нагрузкой преподавателей, а также  необходимостью освоения преподавателями новых дисциплин. На кафедре составлен каталог элективных дисциплин, содержащий наименования и краткие аннотации дисциплин по выбору с указанием пререквизитов и постреквизитов. При составлении перечня и разработке содержания дисциплин, являющихся курсами по выбору, учитываются специфика специальностей, проекции желаний студентов, требования работодателей и необходимые для подготовки высококвалифицированных специалистов инновации. На кафедре имеется каталог элективных дисциплин по всем специальностям кафедры на весь курс обучения студентов. Доступ студентов к каталогам элективных дисциплин по специальностям кафедры был организован посредством службы Офис регистратора и кураторов-эдвайзеров, в конце учебного года проводись презентации дисциплин, как обязательного компонента, так и курсов по выбору. Результаты выбора отражаются в индивидуальном учебном плане студента. В учебном процессе по дисциплинам кафедры особое внимание уделяется применению современных педагогических технологий,  эффективному использованию  инновационных  методов преподавания. Наряду с традиционной вопросно-ответной формой проведения семинаров, рецензированием и реферированием научных статей, защитой рефератов по актуальным проблемам учебных курсов преподаватели кафедры Нургалиева А.М., Кужабергенова Х.И., Абулхавсова Д.Б., Ержигитов А.Ж., Аманбаев А.С., Есеева Г.Н., Мырзабаева Б.М. используют элементы инновационных и интерактивных технологий, деловые игры, проблемные лекции, лекции- презентации, нетрадиционные методы: тренинги, написание кроссвордов по учебным дисциплинам. В учебном процессе используются информационные  технологии: электронные учебники, сетевые технологии. Работа научно-методического семинара кафедры всемирной истории и социально-гуманитарных дисциплин велась согласно утвержденному плану и зафиксирована в протоколах. На заседаниях семинара обсуждались: вопросы  обеспеченности учебного процесса  по специальностям и дисциплинам кафедры учебно-методическими комплексами дисциплин  и было отмечено, что обеспеченность дисциплин кафедры учебной, учебно- методической литературой соответствует предъявляемым требованиям; политика выставления оценок при кредитной технологии обучения  с целью повышения эффективности текущего контроля знаний студентов; план учебно-методических публикаций  ППС кафедры и его выполнение; анализ результатов рубежного контроля знаний студентов, заслушаны отчеты преподавателей по базам  данных успеваемости студентов по итогам 1  и 2 рубежного контроля 1 и 2 учебного полугодия; работа экспертной комиссии по организации взаимопосещений и обсуждению открытых занятий, записи в журнале взаимопосещенийи и были сделаны замечания о несоответствии  формы записей установленным образцам (Кужабергенова Х.И., Ержигитов А.); вопрос о внесении изменений в каталог элективных дисциплин, составлен новый список элективных дисциплин для предъявления студентам. Были заслушаны и обсуждены научно- методические доклады: Шайхиева Т.Т. «Сайлау технологиялары»; Х.И. Кужабергеновой «Батыс Европа елдеріндегі феодализация урдісі проблемалары»; П.А. Добряева «Кредитная система обучения в восприятии студентов и преподавателей ЗКГУ»; А.М. Нургалиевой «Формы организации самостоятельной работы студентов»; Г.Н. Есеевой «Основные методы исследования демографических проблем в исторической науке»; Д.Б. Абулкасовой «Использование тестовых заданий для контроля знаний».  Также заслушаны сообщения Г.Н. Есеевой и Ж.М. Арыстангалиевой о совершенствовании организации, проведения и учебно-методического обеспечения учебной и профессиональной практик студентом специальностей  «История», «МО», «Регионоведение» и «Социология».

Учебная литература, подготовленная преподавателями кафедры
Преподавателями кафедры были подготовлены методические рекомендации по выполнению дипломных и курсовых работ на государственном и русском языках:
1.Абулхасова Д.Б. «Методические рекомендации по выполнению дипломных работ» (на русском языке);
2.Шайхиев Т.Т. «Методические рекомендации по выполнению дипломных работ» (на государственном языке);
3.Ержигитов А.Ж. «Методические рекомендации по выполнению курсовых работ» (на русском языке);
4.Аменов А.Ж. «Методические рекомендации по выполнению курсовых работ» (на государственном языке);
5.Есеева Г.Н. «Методические рекомендации по проведению производственной практики» (на русском языке);
6.Мырзабаева Б.М. «Методические рекомендации по проведению производственной практики» (на  государственном языке)