ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ФАКУЛЬТЕТА ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ЗКГУ ИМ. М. УТЕМИСОВА!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миссия

Осуществление образовательной деятельности по подготовке высококвалифицированных специалистов с использованием передовых технологий обучения и современной образовательной инфраструктуры в соответствии с запросами личности, общества и государства.

 Формирование у  будущих специалистов нового экономического мышления.

Способность принимать правильные решения в управлении финансовыми ресурсами хозяйствующего субъекта.

 

Задачи

- Создание необходимых условий для интеграции учебного и воспитательного процессов, последовательного развития и самореализации творческой личности

- Укрепление связи с международными фондами, организациями и иностранными вузами-партнерами для повышения престижа, привлечения средств и повышения квалификации своих сотрудников через участие в международных проектах

- Проведение инновационной политики в области информатизации образования и внедрения новых технологий обучения

- Проведение научно-исследовательских работ

 

Приоритеты развития

- высокий уровень научной и методической подготовки преподавателей, имеющих ученые степени и звания

- внедрение инновационных технологий обучения

- широкие международные связи и признание вуза за рубежом

- наличие материально-технической базы соответствующей квалификационным требованиям

- система контроля качества образования  - внутренняя нормативная документация, мониторинговые исследования, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, рейтинговая оценка и экспертный контроль профессионального уровня ППС, анкетирование работодателей.

Науанова К.М.

НАУЧНЫЙ ПАСПОРТ

кандидата философских наук

НАУАНОВОЙ КАРМАНАЙ МАДЕЕВНЫ


I. ФИО, дата и место рождения.
Науанова Карманай Мадеевна, 13.06.1958 г. – Оренбургская обл., Российская Федерация

ІІ. Ученое звание, ученая степень
(название диссертации, где, когда и по какой специальности защищена)
Кандидат философских наук:
кандидатская диссертация: «Экзистенциальные идеи в творчестве Л.Н.Толстого и Абая: компаративистский анализ», Актюбинский университет им. С.Баешева, 2001г. Специальность 09.00.03 - история философии
III. Место работы и должность (в настоящее время)
Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова, заведующий кафедрой всемирной истории и социально- политических дисциплин факультета истории и права

IV. Список опубликованных научных статей:
1990
1.Роль курса «История мировой и отечественной культуры» в формировании политической культуры студенческой молодежи.// Политическая культура и пути ее формирования: мат. науч.-практ. конф. (24-25 мая Кокчетавский пединститут.)
Кокчетав, С. 220-221
1993
2.Роль и место культурологии в двухступенчатой системеподготовки специалистов.// Новая технология обучения при многоуровневой подготовке в системе образования: тез. Докл. на респ. научн,-метод. конф.проф.-препод. состава с.-х. ВУЗов Р.К. Уральск, С. 32-24 (в соавторстве с Рыскалиевым Т.Х.)
3.Контуры духовности в современном мире.// Тезисы доклада XXVII науч.-теор. конф. проф.-препод. состава Зап.Каз СХИ- Уральск, С. 166-167 (в соавторстве с Матвеевой В.Г.)
1999
4.Философия трагедии Ф.М. Достоевского.// Сборник научных работ: вопросы, зоотехнии, психологии и педагогики. Ч. 3. Зап.Каз. Агроуниверситет. -Уральск, С. 192-196
5. В мире неясного и нерешенного.// Сборник научных работ: вопросы, зоотехнии, психологии и педагогики. Ч. 3. Зап. Каз. Агроуниверситет. – Уральск, С. 197-202
2000
6.Экзистенциальные проблемы в творчестве Л.Н. Толстого.// Сборник докл. в конф. – преп. состава ЗКАУ по итогам НИР за 1999.-Уральск, С. 162-166.
7.К вопросу о понятии «Национальная культура».// Сборник докл. в конф. – преп. состава ЗКАУ по итогам НИР за 1999.- Уральск, С. 166-169.
8.Духовность смысла жизни и веры в творчестве Л.Н.Толстого и Абая :компаративистский подход//«Ізденіс -поиск» серия гуманитарных наук.- №6- С. 63-67
2001
9.Духовность и проблемы хозяйственно-экономической жизни в творчестве Л.Н.Толстого и Абая.// Актуальные проблемы экономики Западного Казахстана. АПК и социальная сфера в условиях рынка: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. Орал, - С. 113-116
10.Трагические мотивы в философском наследии Л.Н. Толстого и Абая.// Суверенный Казахстан в гуманитарном измерении: культура, политика, экономика: Сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. Алматы, - С. 67-73.
11.Философия трагедии Л.Н. Толстого.// Вестник ЗКГУ.- С. 130-134.
12.Л.Н. Толстой: жизнь как экзистенциальная проблема.// «Ізденіс -поиск». серия гуманитарных наук. –№ 4-5.-С.228-232.
13.Понимание жизни и ее смысла в философских размышлениях Абая Кунанбаева.// Поиск, сер.гум. наук.- № 6.-С.222-226
2002
14.Исследование философского наследия Абая в современной казахстанской философии.// «Образование и наука в современных условиях развития Казахстана: опыт проблемы и перспективы» Материалы науч.- прак. конф. посвященной 70-летию ЗКГУ. Уральск, С.70-73
2003
15.Л.Н. Толстой и Абай Кунанбаев о духовных основах трудовой этики: сравнительный подход// Развитие народного хозяйства в Западном Казахстане: потенциал, проблемы и перспективы: межд. науч. прак. конф. посвященная 40-летию ЗКАТУ (13-14 июня,2003 г.) Ч.11. Уральск,-С.-88-89
16.Подпольный человек как предмет экзистенциальных размышлений Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого// Поиск, сер. гум. наук. - № 2.-С,118-123 (в соавторстве с Рыскалиевым Т.Х.)
2004
17.«Книга слов» Абая о сущности духовности.// Народное хозяйство Западного Казахстана: состояние и перспективы развития: мат. наук.-практ. конф. Посвященной «Году России в Казахстане» и 50-летию освоения целинных и залежных земель (11-12 июня 2004 г.)./ ЗКАТУ.-Уральск.-С.545-546.
2005
18.Экзистенциальный характер нравственных воззрений Абая Кунанбаева.// Философский альманах «Современность: мир мнений», Серия «Философские науки»/ Каз НПУ имени Абая.-Алматы.-№3.-С, 126-134
2006
19.Созвучие экзистенциальных идей в философском наследии Л.Н.Толстого и Абая Кунанбаева// Научно-практической конференция вместе на одной земле. Этническая история и культура казахов Оренбурьжия. г.Оренбург, С.256-262
2007
20.А.С.Пушкин о личности и ее роли в истории.// ЗКАТУ им. Жангир хана, // Ғылым және білім –№1.-С.74-79
21.«Л.Н.Толстой о смысле жизни в свете экзистенциальной философии».// ЗКАТУ им. Жангир хана// Материалы международной научно-практической конференции «Экономические аспекты развития народного хозяйства Западного Казахстана» // Орал, С 504-507
22.Философское наследие Абая: нравственный аспект// Материалы международной научно-практической конференции: «Вопросы развития исторической науки и образования в Западном Казахстане: поиски и проблемы» г. Уральск. ЗКГУ,195-197
23.Сборник тестовых задании по дисциплине «Философия»// ЗКАТУ им.Жангир хана – Уральск, 2007, 86с.
2008
24.Л.Н. Толстой: смерть и проблема абсурда.// Материалы международной научно-практической конференции: «Экономическое, социальное и культурное развитие Западного Казахстана: история и современность»ЗКАТУ им.Жангир хана – Уральск, 238-240 (в соавторстве с Есенгалиевой В.А.)
25.Взаимодействие науки и общества: ценностный аспект// Материалы международной научно-практической конференции: «Экономическое, социальное и культурное развитие Западного Казахстана: история и современность»ЗКАТУ им.Жангир хана – Уральск, 199-201(в соавторстве с Есенгалиевой В.А.)
26.Некоторые прблемы гуманизации образования// Материалы международной научно-практической конференции г.Уральск, ЗКАТУ им.Жангир хана- Уральск, 2008, 101- 108(в соавторстве с Есенгалиевой В.А.)
27.Место и роль религиоведения в системе профессионального образования// Материалы международной научно-практической конференции г.Уральск, ЗКАТУ им.Жангир хана- Уральск, 193- 196 (в соавторстве с Есенгалиевой В.А.)
2009
28.Античная риторика: исторический и аксиологический аспекты.// Материалы республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы риторики в современном обществе и в сфере образования» г.Уральск ЗКГУ им.М.Утемисова- Уральск, 79-83
29.Секта: духовные и социально- исторические истоки и факторы// Материалы республиканской научно- практической конференции «Религия и общество в современном Казахстане» г.Уральск ЗКГУ им. М.Утемисова- Уральск, 108- 111
30.Экзистенциальный характер легенды о великом инквизиторе Ф.М.Достоевского//«Аграрная наука в контексте российской модернизации ХIХ- ХХ веков: эволюция и кризисы: сб. статей- Оренбург, 242- 245
31.Экзистенциальные ситуации в жизни человека и их отражение в литературе и философии//«Аграрная наука в контексте российской модернизации ХIХ- ХХ веков: эволюция и кризисы: сб. статей- Оренбург, 2009, 307-314 (в соавторстве с Рыскалиевым Т.Х.)
32.«Философские проблемы естествознания и техники» (учебно- методическое пособие для магистрантов)// ЗКАТУ им.Жангир хана – Уральск, 2009-64с.
2010
33.Ф.М.Достоевский: проблема сущности человека и подполье.// Материалы международной научно- теоретической конференции «История и теория казахской философии в контексте развития мировой философской мысли: посвящ. памяти докт. филос. наук проф. О.Сегизбаева» г. Алматы- Алматы, 162-167 (в соавторстве с Рыскалиевым Т.Х.)
34.Экзистенциальные идеи в творчестве Ф.М. Достоевского// Материалы международной научно- теоретической конференции «история и теория казахской философии в контексте развития мировой философской мысли: посвящ. памяти докт. филос. наук проф. О.Сегизбаева» г. Алматы- Алматы, 210- 213
35.Проблема религии и веры в творчестве Абая Кунанбаева.// Материалы региональной научно- практической конференции, посвященной 15- летию Ассамблеи народа Казахстана «История межнационального согласия Казахстана в условиях глобализации». Уральск, с.19-24
36.Ф.М. Достоевский: проблема человека и его свободы в свете экзистенциальной философии.// Философский альманах «Современность: мир мнений», Серия «Философские науки»/ Каз НПУ имени Абая.-Алматы.- №4, С. 46-54
2011
37.Предмет «Религиоведения» в преподовании социально- гуманитарных дисциплин.// Вестник ЗКГУ им.М.Утемисова.- Уральск.- №2.-С.26-31 (в соавторстве с Шайхиевым Т.Т.)
38.Интеллектуальная игра как форма текущего контроля знаний студентов.// Школа передового педагогического опыта ЗКГУ им.М.Утемисова (Сборник материалов) Уральск, С.63-66
39.Проблема духовности в философском наследии Абая// Материалы Международной научно- практической конференции «Казахская государственность: исторический перелом и устремленность в будущее (1991-2011гг.)», -Уральск, С.204-207
40.Взаимоотношения Казахстана и России: традиции и новые тенденции.// Материалы международной научной конференции национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского «Россия- СНГ: интеграционные стратегии в условиях многовекторного развития постсоветского пространства».-Саратов.-2012, с.
41.Философия. Учебно- методическое пособие.// ЗКГУ им.М.Утемисова- Уральск, 2011- 241с
Краткое содержание основных статей
1.В статье рассматривается проблема роли и места дисциплины «История мировой и отечественной культуры» в формирования политической культуры студентов, в процессе ее преподавания необходимо обращать внимание на ее мировоззренческий, аксиологический аспект
4.В статье автор раскрывает трагический характер человеческого существования в его обыденности и повседневности, показанные в произведениях Ф.М.Достоевского
6.Рассматриваются размышления Л.Н.Толстого о человеке, его жизни и смерти, смысле жизни, духовном мире, которые предстают как экзистенциальные
8.Автор проводит компаративистский анализ воззрений Толстого и Абая на веру, ее место в духовном мире и роли в жизни человека и показано их созвучие
10.Автор показал созвучие философских идей Толстого и Абая, которое состоит в том, что носят трагический характер
12.Размышления Толстого о жизни человека предстают как экзистенциальные, так как он рассмотрел такие вопросы как смысл жизни человека, смерть и субъективный мир его переживаний
16.В свете компаративистики рассмотрены общее и специфика решения проблемы подпольного человека в творчестве Достоевского и Толстого на основе анализа внутреннего мира героев их произведений
18.Автор показал экзистенциальный характер нравственного учения Абая, так как Абай раскрывает нравственный мир человек через его переживания, соотносит его с проблемой смерти и смысла жизни
24.Автор показал, что Л.Н. Толстой связывает смерть со смыслом жизни и показал, что смысл жизни неразрывно связан со смертью человека, которая может оборвать все его начинания, сводит его жизнь к ничто, поэтому перед каждым человеком, если он претендует быть человеком, стоит задача определения такого смысла жизни, который не будет уничтожен смертью
30.Автор показал экзистенциальный характер легенды о великом инквизиторе на примере анализа взглядов Достоевского о свободе, смысле жизни
33.Раскрывается сущность человека через решение Достоевским проблемы подпольного человека, который открыто заявляет о своем достоинстве, о своих правах
34.В статье показан экзистенциальный характер философских идей Достоевского на основе анализа его размышлений о человеке, его сущности и жизни, свободе, вины и ответственности. Человек представлен в экзистенциальной ситуации выбора
36.На основе анализа легенды о великом инквизиторе, представленная Достоевским в романе «Братья Карамазовы» рассмотрены взгляды великого писателя и мыслителя на свободу посредством раскрытия сути содержания библейского сюжета об искушениях Христа дьяволом
39.Раскрывается экзистенциальный характер философских размышлений Абая о духовности и суфийские мотивы.
V. Три значимых результата за всю творческую жизнь.
Результат 1
на основе компаративистского анализа экзистенциальных идей философских воззрений Л.Н.Толстого и Абая Кунанбаева показано созвучие их размышлений о человеке, его жизни, духовном мире, нравственном облике и раскрыто трагическое звучание их философских размышлений
Результат 2
рассмотрены религиозные взгляды Толстого и Абая и выявлено общее понимание сущности Бога, роли места веры в жизни человека и показано различия в их отношении к проблеме Бога- творца
Результат 3
изучены философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского и паказан экзистенциальная направленность его антропологического учения; в свете компаративистики рассмотрены взгляды Достоевского на сущность подпольного человека, на свободу и ответственность человека; выявлена специфика философских идей Достоевского в сравнении с учением Л.Н.Толстого
VI. Три значимых результата за последние 10 лет.
Результат 1
раскрывается понимание Л.Н.Толстого и Абая сущности человека, которая состоит в его духовности и которая составляет фундаментальную основу его жизни. В повседневной жизни сущность человека скрыта, не лежит на поверхности. Л.Н.Толстой, как и Ф.Достоевский, ее рассматривает через проблему подпольного человека. Абай также показывает, что в обыденности подлинная жизнь человека затемняется повседневными заботами и интересами
Результат 2
Л.Толстой и Абай обращают внимание, что подлинное существование человека определяется его пониманием своей сути, специфики, необходимости подчинения своей жизни духовному
Результат 3
Толстой и Абай подчеркивают, что смысл жизни неразрывно связан со смертью человека, которая может оборвать все его начинания, сводит его жизнь к ничто, поэтому перед каждым человеком, если он претендует быть человеком, стоит задача определения такого смысла жизни, который не будет уничтожен смертью;
VII. Три значимых результата за последние 3 года.
Результат 1
изучены религиозные воззрения Л.Н.Толстого и Абая и показано, что вера есть проявление духовности в человеке, способ его существования в мире, так как обуславливает его отношение к своей жизни, своему назначению, к другим людям. Вера, устанавливая смысл жизни, придает ей упорядоченность и целенаправленность
Результат 2
было рассмотрено понятие Бога в учении Толстого и Абая и подчеркнуто, что оно в их произведениях не является онтологической категорией. Понятие Бога они наполняют человеческим содержанием и потому оно прямо, непосредственно связано с жизнью человека, с его внутренним духовным миром. Бог выступает не только объектом познания, но и объектом глубоких переживаний
Результат 3
изучены этические взгляды Толстого и Абая, которые показали, что нравственность человека и его образ жизни обуславливаются его верой в Бога. Истинная вера составляет основу подлинной жизни. Она обосновывает необходимость таких добродетелей как любовь милосердие, сострадание, гуманность и др. только через добродетельную жизнь человек проявляет свою божественную суть, становится человеком
VIII. Научное руководство
Нет
IX. Получение грантов международных научных фондов.
Нет.
X. Монографии.
Нет.
XI. Учебники
Философия (Учебно- методическое пособие, 2011г.)
XII. Патенты.
Нет
XІII. Членство в редколлегиях научных журналов РК.
Нет
XIV. Выступление в качестве приглашенных докладчиков на международных конференциях.
Нет
XV. Приглашения для чтения лекций в зарубежных странах.
Нет
XVI. Научные награды.
Нет