ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ФАКУЛЬТЕТА ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ЗКГУ ИМ. М. УТЕМИСОВА!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миссия

Осуществление образовательной деятельности по подготовке высококвалифицированных специалистов с использованием передовых технологий обучения и современной образовательной инфраструктуры в соответствии с запросами личности, общества и государства.

 Формирование у  будущих специалистов нового экономического мышления.

Способность принимать правильные решения в управлении финансовыми ресурсами хозяйствующего субъекта.

 

Задачи

- Создание необходимых условий для интеграции учебного и воспитательного процессов, последовательного развития и самореализации творческой личности

- Укрепление связи с международными фондами, организациями и иностранными вузами-партнерами для повышения престижа, привлечения средств и повышения квалификации своих сотрудников через участие в международных проектах

- Проведение инновационной политики в области информатизации образования и внедрения новых технологий обучения

- Проведение научно-исследовательских работ

 

Приоритеты развития

- высокий уровень научной и методической подготовки преподавателей, имеющих ученые степени и звания

- внедрение инновационных технологий обучения

- широкие международные связи и признание вуза за рубежом

- наличие материально-технической базы соответствующей квалификационным требованиям

- система контроля качества образования  - внутренняя нормативная документация, мониторинговые исследования, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, рейтинговая оценка и экспертный контроль профессионального уровня ППС, анкетирование работодателей.

Добряев П.А.

 

НАУЧНЫЙ ПАСПОРТ

кандидата философских наук, доцента ЗКГУ

ДОБРЯЕВА ПАВЛА АНАТОЛЬЕВИЧА



I. Ф.И.О., дата и место рождения.  
Добряев Павел Анатольевич,
30.09.1960 г. – г. Уральск,
Западно-Казахстанская область.

ІІ. Учёное звание, учёная степень
(название диссертации, где, когда и по какой специальности защищена)
Доцент ЗКГУ, кандидат философских наук:
Кандидатская диссертация: «Студенческая молодёжь как субъект политического процесса: теоретико-методологический аспект». Белорусский государственный университет, Минск, 11.05.1993, специальность 23.00.03 – «Политическая культура и идеология».

III. Место работы и должность (в настоящее время)
Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова, руководитель отдела мониторинга и социологических исследований, доцент кафедры всемирной истории и социально-политических дисциплин.

IV. Список опубликованных научных статей:
1989
1. Политическое сознание в условиях перестройки / Формирование мировоззренческой культуры будущего педагога. Материалы региональной научно-теоретической конференции Зап. - Каз. отделения философского общества СССР. Уральск, 1989, с. 45-47.
1990
2. Человек и символ: Ленин в политическом сознании молодёжи / Ленинская концепция социализма и современность. Материалы межвузовской научной концепции. УПИ им. А. С. Пушкина. Зап. - Каз. СХИ, Уральск,1990, с.103-105.
1992
3. Некоторые аспекты формирования политического сознания студентов в процессе преподавания политологии / Новое мышление и проблемы преподавания социально-гуманитарных наук. Тезисы докладов научно-метод. конференции (23-24 января 1992). Минск, 1992, с.173-175.
1998
4. Идея модернизации в посттоталитарном и постмодернистском дискурсе / Сборник тезисов науч.-практич. конференции проф.-преп. состава университета, посвященной 65-летию ЗКГУ. Уральск, 1998, с. 10-12.
5. Модернизация Казахстана: политическая идея и научная теория / Социально-гуманитарное пространство: проблемы и суждения. Уральск,1998, с. 70-79.
6. Имидж лидера в контексте модернизации: технология формирования / Социально-гуманитарное пространство: проблемы и суждения. Уральск, 1998, с. 79-84.
2000
7. Проблемы политической модернизации Казахстана: общенациональное согласие и гражданская идентичность // Вестник института "Дәуір", 2000, №1-2, с. 22-27.
2002
8. Политико-социологические опросы избирателей как элемент электоральной технологии: презентация опыта / Образование и наука в современных условиях развития Казахстана: опыт, проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию ЗКГУ 11-12 октября 2002 г. Орал, 2002, с. 85-87.
9. Социокультурное пространство современного образования и противоречивые реалии постсоветского мира: взгляд из Казахстана / Творчество Тукая в контексте евразийской культуры. Материалы международной научно-практической конференции. - Казань, 2002, с. 12-19 (соавт. с Т.З. Рысбековым).
2003
10. Инфекции, передаваемые половым путём и сексуальная практика студентов ЗКГУ // Вестник ЗКГУ, 2003, №1, с.93-100.
2004
11. Социально-психологический контекст внутренней и внешней политики: образ России в сознании казахстанцев / Материалы сборника 65-й научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ЗКГУ им. М. Утемисова. Уральск, 2004, с. 247-251.
2005
12. Состояние и перспективы казахстано-российских отношений: мнение населения / К истокам евразийской культуры. Осмысление. Проблемы. Казань, 2005, с. 108-114.
2006
13. Студенты и политика: политические ориентации и социально-политическая идентификация в эмпирическом измерении // Вестник ЗКГУ, №1, 2007, с. 258-267.
2008
14. Демократия и политическое участие в современном политическом дискурсе / Диалог власти и гражданского общества: формирование демократической культуры. Сборник докладов. Уральск, 2008, с. 36-48.
15. Демократия и электоральная культура граждан // Мысль, 2008, №7, с. 29-36 (соавт. с Т.З. Рысбековым).
2009
16. Формирование гражданского патриотизма // Мысль, 2009, №7, с. 24-29 (соавт. с Т.З. Рысбековым).
2010
17. Институционально-образовательный и социально-психологический аспекты формирования инновационной личности: взгляд из Казахстана / Личность как субъект инновационной деятельности. Сб. научн. трудов. Чебоксары, 2010, с. 180-192 (соавт. с Т.З. Рысбековым).
2011
18. Религия и межконфессиональные отношения в восприятии современных казахстанских студентов: опыт социологического мониторинга // Казахстанская государственность: исторический перелом и устремлённость в будущее (1991-2011 г.г.). Материалы международной научно-практической конференции. Уральск, 2011, с. 103-106.

Краткое содержание основных статей
5. Определено место идеи модернизации в казахстанском политическом дискурсе; обозначены концептуальные подходы к объяснению понятия «модернизация», к пониманию её содержания и механизмов в современном и постсовременном контекстах; предложено концептуальное определение модернизации, которое может быть использовано как рабочее в научных исследованиях и преподавании социальных наук.
6. Дано концептуальное определение имиджа политического лидера; выделены и охарактеризованы его составляющие; предложен способ определения величины рейтинга политического лидера; даны рекомендации по организации эффективного формирования политического имиджа.
7. Обозначены основные проблемы политической модернизации Казахстана; раскрыто содержание понятий «общенациональное согласие» и «гражданская идентичность», показана их роль в современном казахстанском политическом дискурсе.
8. Показана роль политико-социологических опросов избирателей как инструмента электоральных технологий, раскрыто их содержание и обозначены их разновидности. Дано описание практического применения этого инструмента в ходе избирательной кампании по довыборам в маслихат г. Уральска по избирательному округу № 15 в марте-апреле 2002 г. (представлены результаты массовых выборочных опросов избирателей в форме личного и телефонного интервью, а также Exit-Poll).
10. Показана роль социологических опросов при изучении сексуального поведения студенческой молодёжи; представлены результаты социологического анкетирования проведённого среди студентов ЗКГУ в рамках исследовательского проекта «Инфекции передаваемые половым путём и сексуальная практика студентов ЗКГУ» в декабре 2001 г.; даны рекомендации по организции в университете профилактической работы в этой сфере.
11, 12. Дана комплексная характеристика восприятию гражданами РК, проживающими в приграничных с РФ областях, состояния и перспектив казахстано-российских взаимоотношений. Эмпирические данные, характеризующие это восприятие, получены в ходе социологических опросов, проведённых в пяти граничащих с территорией РФ областях Казахстана (Западно-Казахстанской, Актюбинской, Кустанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской) в апреле 2004 г. в рамках исследовательского проекта «Год России в Казахстане: мнение населения приграничных с территорией РФ областей РК о состоянии и перспективах взаимоотношений Казахстана и России».


13. Представлены эмпирические данные, полученные в ходе социологического опроса, проведённого в октябре 2006 г. в рамках исследовательского проекта «Политические оценки, ориентации и социально-политическая идентификация студентов ЗКГУ им. М. Утемисова», характеризующие политические ориентации и социально-политическую идентификацию студентов ЗКГУ.
14, 15. Обозначены концептуальные подходы к пониманию сущности демократии и представлены типы современных моделей демократии. Дана характеристика консолидированной либеральной демократии («полиархии»), гражданскому политическому участию. Охарактеризованы электоральные намерения и предпочтения жителей ЗКО в июне-августе 2007 г. (в период проведения избирательной кампании в Мажилис РК). Эмпирические данные получены в ходе социологических опросов, проведённых в июне и в августе 2007 г. в рамках исследовательского проекта «Электоральная культура населения Западно-Казахстанской области РК».
16. Показана роль гражданской политической культуры, как необходимого условия единства казахстанского общества и его устойчивого развития, определены её основные компоненты. Представлены эмпирические данные, полученные в ходе социологического опроса, проведённого в ноябре 2008 г. в рамках исследовательского проекта «Состояние межэтнических отношений, языковая практика и религия в восприятии студентов ЗКГУ им. М. Утемисова», характеризующие мнения и оценочные суждения студентов университета, их социально-политическую идентичность, состояние межэтнических взаимодействий в студенческой среде, а также отношение студентов к государственному языку и практику его использования.
17. Обозначено место понятия «инновация» в современных дискурсах, предложено его определение, которое может быть использовано как рабочее в научных исследованиях и преподавании социальных наук. Пранализирована проблема типологизации личности в инновационном контексте. Рассмотрен процесс реформирования системы высшего образования в Казахстане, показана роль кредитной системы обучения в формировании «инновационной личности». Представлены данные, характеризующие восприятие кредитной системы обучения студентами ЗКГУ им. М. Утемисова, практику её внедрения в образовательный процесс.
18. Охарактеризована религиозная ситуация сложившаяся в современном казахстанском обществе. Приведены данные, характеризующие взгляды студентов ЗКГУ относительно роли религии в жизни казахстанского общества, их уровень религиозности, состояние и динамику межконфессиональных отношений в Казахстане, вероятность вовлечения казахстанской молодёжи в экстремистские религиозные организации, тех факторов, что побуждают молодёжь вступать в эти организации. Эти данные были получены в ходе социологических опросов, проведённых в рамках исследовательского проекта «Состояние межэтнических отношений, языковая практика и религия в восприятии студентов ЗКГУ им. М. Утемисова».

V. Три значимых результата за всю творческую жизнь.
Результат 1 – Выделены и охарактеризованы теоретико-методологические аспекты исследования участия студенческой молодёжи в политическом процессе. Установлено, что студенчество, как социальная группа, имеющая двойную социально-демографическую и социально-профессиональную природу, обладает значительными политическими ресурсами. Предложена модель политической субкультуры студенческой молодёжи как политико-социологического инструмента изучения политического поведения студентов.
Результат 2 – Разработан и приведён в действие механизм социологического мониторинга учебно-воспитательного процесса в ЗКГУ им. М. Утемисова в форме систематического проведения социологических опросов студентов и преподавателей, направленных на изучение их представлений, мнений, ценностных суждений и ориентаций, характеризующих их отношение к различным аспектам жизни университета.
Результат 3 – Дана комплексная характеристика восприятию гражданами РК, проживающими в приграничных с РФ областях, состояния и перспектив казахстано-российских взаимоотношений. Эмпирические данные, характеризующие это восприятие, получены в ходе социологических опросов, проведённых в пяти граничащих с территорией РФ областях Казахстана: Западно-Казахстанской, Актюбинской, Кустанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской.
VI. Три значимых результата за последние 10 лет.
Результат 1 – Получены данные, характеризующие динамику намерений, предпочтений и мотивов выпускников одиннадцатых классов средних общеобразовательных школ г. Уральска, относительно получения ими высшего образования, а также их представлений об «идеальном вузе» и ЗКГУ им. М. Утемисова в период с 2003 г. по 2011 г.
Результат 2 – Охарактеризованы электоральные намерения и предпочтения жителей ЗКО в июне-августе 2007 г., в период проведения избирательной кампании в Мажилис РК.
Результат 3 – Получены данные, характеризующие динамику социального самочувствия студентов и преподавателей ЗКГУ им. М. Утемисова, их отношения к образовательному процессу, осуществляемому в университете, а также мнений студентов о распространении в университете практики неофициальных вознаграждений студентами преподавателей и сотрудников ЗКГУ в период с 2005 г. по 2011 г.

VII. Три значимых результата за последние 3 года.
Результат 1 – Получены данные, характеризующие социально-политическую идентичность студентов ЗКГУ им. М. Утемисова, восприятие ими состояния межэтнических взаимодействий в студенческой среде, языковую практику студентов, а также их отношение к религии и ситуацию в сфере религиозных отношений.
Результат 2 – Обозначено место понятия «инновация» в современных дискурсах, предложено его определение, которое может быть использовано как рабочее в прикладных исследованиях и преподавании социальных наук, проанализирована проблема типологизации личности в инновационном контексте. Представлены данные, характеризующие восприятие кредитной системы обучения студентами ЗКГУ им. М. Утемисова, практику её внедрения в образовательный процесс.
Результат 3 – Охарактеризована религиозная ситуация сложившаяся в современном казахстанском обществе. Получены данные, характеризующие динамику отношения студентов ЗКГУ к религии, их представлений о роли религии в жизни казахстанского общества, а также религиозное поведение студентов, состояние и динамику межконфессиональных отношений в Казахстане, вероятность вовлечения казахстанской молодёжи в экстремистские религиозные организации, тех факторов, что побуждают молодёжь вступать в эти организации.

VIII. Научное руководство – общее количество защищенных:
1) Докторов – нет
2) Кандидатов – нет
3) Ph.D – нет.
Автор и руководитель проекта:
1. «Оценка населением актуальных проблем и перспектив социально-экономического и общественно-политического развития Западно-Казахстанской области». ЧФ «Акжаик» (2003 г.).
2. «Оценка проблем и возможностей средних общеобразовательных школ г. Уральска». Маслихат г. Уральска (2004 г.).
3. «Год России в Казахстане: мнение населения приграничных с территорией РФ областей РК о состоянии и перспективах взаимоотношений Казахстана и России». Евразийский институт системных исследований (2004 г.).
4. «Состояние межэтнических и межконнфессиональных отношений в Западно-Казахстанской области». НИИ «Аркаим» (2009 г.).
5. «Электоральная культура населения Западно-Казахстанской области РК». ЦИК РК: Программа развития ООН «Повышение электоральной культуры населения» (2007 г.).
6. «Отношение студентов ЗКГУ к наркотикам». ЗКГУ (2001 г., 2006 г.).
7. «Инфекции, передаваемые половым путём и сексуальная практика студентов ЗКГУ». ЗКГУ (2001 г.).
8. «Практика неофициальных вознаграждений и качество преподавания в ЗКГУ». ЗКГУ им. М. Утемисова (2002 г., 2005-2012 г.г.).
9. «Образовательные намерения и предпочтения выпускников средних общеобразовательных школ г. Уральска». ЗКГУ им. М. Утемисова (2003 г., 2005-2012 г.г.).
10. «Политические оценки, ориентации и социально-политическая идентификация студентов ЗКГУ им. М. Утемисова». ЗКГУ им. М. Утемисова (2006 г.).
11. «Мнение студентов и преподавателей об эффективности образовательного процесса в ЗКГУ им. М. Утемисова». ЗКГУ им. М. Утемисова (2006-2012 г.г.).
12. «Мониторинг социального самочувствия студентов ЗКГУ им. М. Утемисова». ЗКГУ им. М. Утемисова (2005-2011 г.г.).
13. «Мониторинг социального самочувствия преподавателей ЗКГУ им. М. Утемисова». ЗКГУ им. М. Утемисова (2005-2012 г.г.).
14. «Состояние межэтнических отношений, языковая практика и религия в восприятии студентов ЗКГУ им. М. Утемисова». ЗКГУ им. М. Утемисова (2008-2011 г.г.).

IX. Получение грантов международных научных фондов.
Нет.
X. Монографии.
Нет.
XI. Учебники.
1. Основы политической науки (комплект учебно-методических материалов). Уральск, 2002.
2. Основы политологии (комплекс учебно-методических материалов). Уральск, 2006.
3. Основы политологии (комплекс учебно-методических материалов). Электронное учебно-методическое пособие. Уральск, 2006.
XII. Патенты.
Нет
XІII. Членство в редколлегиях научных журналов РК.
Нет
XIV. Выступление в качестве приглашенных докладчиков на международных конференциях.
Нет
XV. Приглашения для чтения лекций в зарубежных странах.
Нет
XVI. Научные награды.
Нагрудный знак «Почётный работник образования Республики Казахстан», почётная грамота Министерства образования и науки, благодарственные письма акима ЗКО и ректората ЗКГУ.